Айвенго: Ноттингемский заговор

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Айвенго: Ноттингемский заговор » И холодное прошлое заговорит » Транспорт и путешествия


Транспорт и путешествия

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Скорость и дальность передвижения

Скорость передвижения, разумеется, зависела от времени года, погоды, местности, качества лошадей и выносливости самих путешественников.

Согласно Norbert Ohler, The Medieval Traveller:

Кто

миль в час

миль в день

Пеший путник

2-4

15-25

Скороход

6-7

30-40

Лошадь галопом

12-15

не может нестись так быстро так долго

Обычный путешественник со спутниками и багажом

20-30

Спешащий всадник

30-40

Конный курьер с подставами

30-50

На XIII век (но вряд ли тут была сколько-нибудь существенная разница), согласно Margaret Wade Labarge, Mistress, Maids and Men:
— зимой знатная дама с большой свитой проезжала в среднем 15 миль
— в июне, когда путешествовать легче, притом она торопилась, в том же составе она проезжала 30 миль в день (и это было быстро)
— небольшие группы (которым нужно было меньше времени на сборы) путешествовали быстрее. Купец мог проехать до 35-40 миль в день
— королевские и папские курьеры, которые иногда ехали даже ночью и могли затребовать подставы под дороге, могли проехать 55-60 миль в день

Источник (по-английски)

0

2

Средства передвижения и перевозки грузов.
Средневековые люди пользовались тремя видами транспорта - сухопутным, речным и морским. Серьезным препятствием для развития наземных средств передвижения было плохое состояние дорог.

Лучшими из них оставались старые намощено римские пути. Хотя они и служили в течение многих веков (часть даже дошло до наших дней), но из-за запущенности имеют жалкий вид. Кроме того, античная дорожная сеть создавалась для военных нужд и не могла обеспечить требований средневековой торговли. Неудивительно, что в XII-XIII вв. произошла настоящая «дорожная революция»: возникло много новых путей, маршруты которых отвечали в первую очередь интересам торговли. Преобладали наезженные пути и даже тропинки, обычно не вымощенные, грунтовые. Большую часть года их невозможно было пройти через непроходимую грязь, поэтому путешествовать приходилось верхом. Товары перевозили в основном на вьючных животных - мулах и ослах, а впоследствии и лошадях, запряженных в повозки. Успехи в развитии транспорта связаны с совершенствованием упряжи и особенно с изобретением колеса со спицами и железным ободом, облегчило вес повозки. В XIV в. начали пробивать первые горные тоннели.

Речной транспорт был удобным, дешевым и безопасным. Правда, реки нередко приходилось преодолевать вброд, потому каменные и деревянные мосты встречались нечасто. Больше мостов начали строить в середине XII в. Так, в 1135-1146 гг. вблизи Регенсбурга построили каменный мост через Дунай. Чаще всего возводили мосты через небольшие реки. Они были преимущественно деревянными и порой настолько слабыми, что не могла проехать и телега. Иногда у моста строили церквушку, а пожертвования верующих использовали также для ремонтных работ. Кроме того, с проезжающих почти всегда собиралась мостовая пошлина. Бывало, местные феодалы умышленно портили дороги и мосты в своих владениях, чтобы груз падал на землю и по обычаю переходил в их собственность. Этот принцип отображен в поговорке: что с воза упало — то пропало. А иногда феодалы, как отъявленные разбойники, нападали на путешественников и купцов.
X в. Монах Ришер (Рихер) о состоянии средневековых мостов:
"В сумерках я едва разглядел мост, подъехал к нему, внимательно обозрел и был подавлен новой неприятностью в дороге. В нем оказалось столько дыр, что в то время даже горожане вряд ли перешли бы его, если бы имели неотложные дела. Мой неутомимый попутчик из Шартра, человек бывалый, опытный путешественник, поискав вокруг лодку и не найдя ни одной, вернулся к опасному мосту и, хвала небу, всё-таки провел по нему коней невредимыми. Подкладывая под ноги коням в местах провалов то щит, то найденную где-то доску, то сгибаясь, то прямо, то медленно, а то бегом, он в конце концов успешно переправил меня с лошадьми."
Для перевозки больших грузов служили баржи и другие суда. их тащили, идя берегом, запряженные веревками лошади. Также они могли ходить под парусами. Для мелких перевозок обходились обычными лодками. Речная сеть охватывала всю Европу, а для перехода из одной реки в другую прокладывали каналы. Обычно строительство этих сложных сооружений требовало немалых усилий. Жители Милана возводили свой 50-километровый канал целых 80 лет! Постепенно техника проведения каналов достигла высокого уровня: их стали оснащать камерными шлюзами.

Львиная доля всех товаров поставлялась морскими путями, поэтому именно в морском транспорте произошли особенно заметные сдвиги. В IX в. самыми считались скандинавские суда с высокими бортами (в Византии их называли «карабия», откуда и происходит вероятно «корабль»). Они ходили под парусами с помощью весел и вмещали 200-300 человек. Эту технику превзошли немецкие и средиземноморские судостроители. Их галеры, Когио, Карак, каравеллы имели емкость 500-600 тонн и брали на борт более 1000 человек. Морской транспорт отличался от речного прежде всего своими масштабами. Морские суда двигались вдоль побережья, длительное плавание зимой считалось рискованным.

Появляются и совершенствуются корабельные приборы и приспособления: руль, компас, морские карты. Возводятся первые маяки. Отменяется так называемое береговое и вводится морское право, более выгодное мореплавателям. В частности, феодалам запрещалось присваивать грузы с кораблей, разбившихся на их территории.

Единой системы почтовой связи в Средние века не существовало. Корреспонденция доставлялась по поручению или просьбе. Капитан судна вез деловые бумаги от купца к его дальнему партнеру; специальный гонец спешил с секретным посланием от короля; случайные люди передавали частные письма. С XIII в. начали использовать почтовых голубей, завезенных в Европу из Византии. Все это было очень ненадежные и зависимые от малейшей неожиданности средства связи, однако других Средневековье не знало. Препятствием для развития почтовой связи был также низкий уровень образованности населения.

Не было точного измерения ни времени, ни пространства. Время состояло из отдельных отрезков, отделенных друг от друга церковным звоном. Жизнь человека двигалась в замкнутом круге: утро, день, вечер, ночь. Понятий «минута» или «секунда» просто не существовало. Точное измерение времени начинает употребляться лишь на склоне Средневековья. Пространство измеряли временем, за которое его можно было преодолеть.
(с, компиляция)

Отредактировано Friar Tuck (2020-11-07 22:14:53)

0

3

Как «модернизация» лошади в X-XI веках повела Европу к прогрессу

https://forumupload.ru/uploads/001a/ee/c6/4/935279.jpg

В X-XI веках европейцы существенно повысили энергию сначала водяного колеса, а затем и мускульной силы лошади: были придуманы подкова, стремя и хомут. Это стало началом экономического возрождения Европы и возобновления научной мысли на континенте.

После нескольких «тёмных веков», последовавших после крушения Римской империи, в Европе возобновился прогресс. Уже начиная с VIII века по всему континенту начали массово строиться водяные мельницы, имевшие даже в Римской империи ограниченное использование. При этом водяное колесо было усовершенствовано, что превратило их в универсальный источник энергии, способный работать как на любых реках, так и в любых отраслях промышленности. К XI веку водяные колёса снабжали энергией сукновальни, пивоварни, лесопилки, приводили в действие молоты и кузнечные мехи, применялись для волочения проволоки и трепания пеньки. О масштабе распространения водяного колеса в Европе говорит такой факт: в «Книге судного дня» (1086 год) к югу реки Северн в Англии насчитывалось 5624 водяных мельницы – примерно по одной на каждые 50 домохозяйств.

В XI веке в Европе даже появились приливные мельницы – в окрестностях Венеции, на юге Англии и на западном побережье Франции.
https://forumupload.ru/uploads/001a/ee/c6/4/60188.jpg

Прогресс наблюдался и в сфере использования мускульной энергии. Лошадь тысячелетиями служила человеку и на войне, и в мирное время, но её эффективность резко повысили три новшества. Первым из них была подкова. В Риме для защиты лошадиных копыт применялись гиппосандалии, но появление подковы было бесспорным усовершенствованием.

Подковы были особенно полезны на влажных почвах, преобладавших к северу от Альп, и для тяжёлых лошадей. Подковы предохраняли копыта от контакта с почвой, из-за которого они отсыревали, быстро изнашивались и растрескивались. В широкий обиход подкова в Европе вошла в IX веке. Подковывали также вьючных лошадей и мулов, что вело ко всё более активному использованию лошадей для коммерческих перевозок.

Вторым важным новшеством было изобретение стремян, в первую очередь пригодившихся на войне хотя мирные всадники тоже их оценили. Согласно знаменитому утверждению историка Линна Уайта, стремя послужило непосредственной причиной возникновения феодализма. Стремя на столетия обеспечило всаднику бесспорное превосходство над пехотинцем, вызвав необходимость оснащать и вооружать крупные рыцарские армии. Вследствие нехватки как лошадей, так и железа всю экономическую систему пришлось перестраивать под финансирование таких армий.

Третьей важной инновацией стал современный хомут. В начале ХХ века отставной кавалерийский офицер Ришар Лефевр де Нотт написал исследование, в котором сравнивалось использование лошади в древности и в Средние века. Греки и римляне применяли упряжь из двух ремней, обхватывающих брюхо и шею лошади. Ошейник, обхватывающий горло, при нагрузках сдавливал ярёмную вену и трахею животного, мешая ему дышать. Путём экспериментов Лефевр де Нотт выяснил, что сила лошади, запряжённой таким образом, использовалась не более чем на 20%. Из-за этого лошадь ставилась позади телеги, и не тянула её, а толкала (исключение составляли лёгкие колесницы).

В раннем Средневековье люди перестали с этим мириться, найдя простой способ покончить с такой растратой ценной энергией. Решение проблемы было найдено благодаря изобретению нагрудного ремня и хомута, крепившегося на плечах лошади. Оба этих приспособления устранили нужду в ярме, тем самым позволяя избежать главного недостатка римской упряжи.
https://forumupload.ru/uploads/001a/ee/c6/4/732643.jpg

В результате лошади постепенно стали играть важную роль в сельском хозяйстве и грузоперевозках. Упряжь дополнили другие достижения в гужевых технологиях. В раннем Средневековье начала применяться упряжка лошадей цугом (когда они запрягались в ряд друг за другом). В XI веке появилось дышло – деревянный шест, соединявший хомут с телегой или с бороной.

Тем самым в начале Средних веков были исправлены самые элементарные ошибки в эксплуатации мускульной силы животных, совершавшиеся высокоразвитыми цивилизациями Средиземноморья в течение столетий. В конце XIвека 70% всей энергии, потреблявшейся в английском обществе, обеспечивали животные, а остаток – водяные мельницы.

Возросшая скорость и дальность передвижения конских повозок, в сочетании с совершенствованием самих повозок, способствовали возрождению сухопутных перевозок и торговли на средние расстояния.

Усовершенствование упряжи лошади также позволило активнее использовать её в сельском хозяйстве, постепенно вытесняя волов – основную тягловую силу при пахоте в раннем Средневековье. В это же время появляются ещё два важных новшества – тяжёлый плуг и трёхпольная система.

Древний плуг, применявшийся в средиземноморских экономиках, только процарапывал в земле борозду деревянным или железным острием (лемехом), который взрезал и размельчал почву, предотвращая испарение влаги. Такой плуг плохо подходил для тяжёлых и влажных почв на равнинах к северу от Альп.

Тяжёлый плуг в своей окончательной форме перемещался на колёсах и был оснащён ножом, резавшим почву вертикально, лемехом, резавшим её горизонтально, и отвалом, переворачивавшим срезанные куски почвы и оставлявшим глубокую борозду. Тяжёлый плуг позволил освоить обширные плодородные земли, которые в римские времена оставались неиспользуемыми или обрабатывались с помощью примитивной подсечно-огневой техники.

Однако тяжёлый плуг требовал большой упряжи волов или лошадей (4-6 животных; преимущество лошадей перед волами было в том, что их применение в хозяйстве было шире). Подавляющее число хозяйств не могло себе позволить этого. В попытке решить эту проблему средневековое общество создало полукооперативную систему (манор).

Необходимость в тягловых животных для пахоты создавала техническую проблему – чем кормить скот. В раннем Средневековье эта проблема была решена.

https://forumupload.ru/uploads/001a/ee/c6/4/372216.jpg

Во-первых, при трёхпольной системе севооборота одна треть пахотных земель оставалась под паром и использовалась как пастбище: скот и кормился на ней, и удобрял её помётом. При трёхпольной системе каждый земельный надел по очереди использовался под пар, под озимые посевы и под яровые.

Во-вторых, на поля, отводившиеся под посевы, после жатвы также выпускался скот – этот обычай стал называться «право общего выпаса».

В-третьих, деревня стала содержать отдельный общий выгон, не участвовавший в севообороте и игравший роль пастбища.

Внедрение трёхпольной системы позволило расширить возделывание дополнительных культур помимо основных, таких как пшеница и рожь. На втором поле стали выращивать овёс (идеальный корм для лошадей), ячмень и бобы. Увеличение количества скота привело к увеличению «выхода» навоза, который крестьяне теперь могли позволить вносить не только под зерновые, но и огородные культуры (что существенно расширило рацион как крестьян, так и увеличивающегося числа горожан).

Именно с широким внедрением водяного колеса и «усовершенствованной» лошади Европа начала расходиться с другими обществами мира, на тот момент даже более развитыми – с мусульманским миром, Индией и Китаем. Как отмечает историк Линн Уайт, средневековая Европа стала первым обществом в мире, строившим свою экономику не на горбах рабов и кули, а найдя иные источники энергии.

(Отрывок: Джоэль Мокир, «Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс». Из-во Института Гайдара, 2014)

0

4

Корабли
Пока это неактуально, хватит перечисления.

Какие корабли уже существовали?

Драккары были, как и торговые кнорры. Но не в Англии, похоже.
В Западной Европе использовались хольки, когги (усовершенствованные кнорры, они вместительнее и используют руль, а не кормовое весло) и нефы (используются в Средиземном море; именно на нефах пилигримы и крестоносцы прибывали в Святую землю).
Иногда нефы называют каракками (это калька из романских языков, как я понимаю), но каракк, как и каравелл, еще нет.

Лошади
Пород лошадей еще не существовало. Однако лошади различались по использованию:

Литературный русский язык не различает эти типы, но о них полезно знать

Destrier — боевой конь, дорогая турнирная лошадь для рыцарей, больших размеров, очень сильный, сметал десятки пехотинцев, дорого стоил. Говорят, будто анализ изобразительных и археологических источников, а также исследование костных останков свидетельствуют, что в XI–XII веках обычный рост боевых коней колебался между 147 и 152 см в холке. Другой источник говорит, что рост боевого коня был примерно 150-165 см в холке (сейчас это небольшая лошадь). Прародители современных тяжеловозов.

Courser — тоже боевой конь. Гораздо более распространен у рыцарей, менее престижен чем тяжеловесные destriers. Иногда использовался для охоты.

Rouncey — ронси, универсальная строевая лошадь. Может использоваться как для войны, так и для езды. В основном на них ездили оруженосцы и бедные рыцари.

Palfrey - иноходец, по цене сопоставим с боевым конем, хорошо выезженная лошадь с очень мягкими движениями, для дам и торжественных выездов знати.

Hackney — хакни (хэк), легкоупряжная, чаще всего наемная лошадь, популярна для верховой езды. В основном для слуг и рядовых солдат.

Особенно престижными, похоже, считаются испанские лошади.

Помимо современных аллюров, лошади ходили также тёльтом.

Кареты
Отсутствуют. Дамы ездили верхом, а также в пароконных носилках. Можно предположить, что для больных и немощных путешественников использовали приспособленные к случаю повозки и телеги.

Другие средства передвижения
Священники ездили на мулах и ослах.
А землю пахали обычно на быках, лошади стоили слишком дорого и были недостаточно выносливы.

0


Вы здесь » Айвенго: Ноттингемский заговор » И холодное прошлое заговорит » Транспорт и путешествия


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно